Одна из самых запоминающихся достопримечательностей Крыма расположилась к югу от Ялты – это подвесная канатная пассажирская дорога, которая идет от Мисхора к вершине Ай-Петри. Цель ее постройки – подъем на верхнее плато легендарной горы, как уверены многие, самой красивой из крымских гор. Какова история «канатки», как к ней добраться и что ждет туристов на конечной станции?
История знаменитой канатной дороги
Первый камень, который лег в основу будущей канатной дороги, положили в 1967-м году. И вот, когда действительно уникальное сооружение почти построили, обнаружилась грубая ошибка в расчетах: подвешенные массивные канаты легли на окружающие скалы. Досадный просчет можно было устранить, но для этого предстояло убрать некоторые части скал. Подрядчики не стали нарушать природную красоту ландшафта.
Проект переделали, расчеты провели заново, а работы возобновили только лишь через несколько лет. В общей сложности дорогу строили 20 лет. И первые туристы смогли подняться на вершину Ай-Петри в 1987-м году, под самый Новый год. Ими стали члены приемной комиссии, для которых путешествие стало неизгладимым впечатлением. А первые пассажиры, они же экскурсанты, появились в 1988-м.
С 2000-го года эксплуатацией канатной дороги, ведущей из Мисхора на Ай-Петри, занимается предприятие ООО «Старинвест». Оно же проводит необходимое техническое обслуживание, монтажные и текущие ремонтные работы. В их распоряжении находится тропа, висящая в воздухе, и необычный транспорт поднимает своих пассажиров на высоту птичьего полета.
В один вагончик, оборудованный панорамными окнами, помещается порядка 30-ти туристов. Нижний отрезок дороги он проходит со скоростью 6 метров в секунду, а верхний преодолевает еще быстрее – 8 метров за секунду. И это при том, что вес одной кабинки составляет полторы тонны. Когда она встанет на финише, угол подъема будет равняться 45-ти градусам. Полная длина дороги на канатах составляет 1096 метров, а разность высот – 833 метра.
Эта канатная дорога была признана уникальной и занесена в памятники рекреационной сферы буквально сразу после открытия, причем не только в СССР, но и во всей Европе. Дело в том, что на отрезке между верхней станцией и средней, а это 2 км., не была установлена ни одна опорная вышка. Такого больше нет нигде. И кроме того, как еще можно достичь заоблачных далей так быстро и с таким большим удовольствием?
Что ждет на конечной станции
Нижняя станция знаменитой канатной дороги размещена на высоте 86 метров над уровнем моря. А вот на верхней, от которой вас отделяет всего 15 минут, вы будете смотреть на панораму Южного берега с высоты 1153 метра над уровнем моря, именно это – отметка высоты последней станции канатки. Вашему взгляду откроется удивительная панорама всего Южно-восточного берега от Фороса до Судака. А это изогнутый позвоночник Аю-Дага, город Ялта и его уютная бухта, Ласточкино гнездо и мыс Ай-Тодор, такие курортные поселки как Симеиз и Мисхор, а также город Алупка. Бирюза моря и изумрудные цепи гор простираются перед глазами на десятки километров.
Здесь, на вершине Ай-Петри, кто-то обязательно потрогает известный меридиан. Он отмечен особым знаком – металлическим глобусом, который расположен на гранитном основании. И уже на нем стоят точные геодезические данные. Кто-то решит посетить пещеру Трехглазка. Кто-то отправится на метеостанцию, которая была основана в 1895-м году или захочет покататься на лошадях. А кто-то будет просто фотографировать, чтобы запечатлеть редкое сочетание: высокий уровень инфраструктуры этой достопримечательности и дикую красоту окружающей природы.
К сумме впечатлений добавится и горная прохлада, что особенно ценно в летний сезон. Температура воздуха тут будет, как в Московской области, то есть приблизительно на 10 градусов ниже, чем на черноморском пляже. Что касается цен на подъем, они делятся по категориям. Взрослому билет в одну сторону обойдется в 65 гривен, за ребенка после 6-ти лет придется заплатить 30 гривен, а дошколят катают бесплатно.
Ай-Петри – горнолыжный курорт
Ну а зимой, ведь функционирует канатная дорога круглый год, более быстрого, удобного и веселого подъема к снегу не найдется. И здесь уже все готово для зимних забав – катаний на санках и на лыжах. В марте, к примеру, здесь проводится праздник зимы с горнолыжными соревнованиями, метанию снежков и спусками на санях. Стоит отметить, что большинство крымских предприятий в межсезонье свою деятельность прекращают, а канатная дорога продолжает работать.
Нужно сказать, что здесь есть все условия для создания горнолыжного курорта: мягкий средиземноморский климат, пустующие в период межсезонья пансионаты и санатории, легкий подъем на вершину. Даже был разработан инвестиционный проект. Энтузиасты проложили трассы, имеется начальная база и необходимое оборудование. Но эта территория относится к Ялтинскому горно-лесному госзаповеднику и строить тут нужно по-минимуму. Не так давно было сделано предложение о придании плато Ай-Петри статуса республиканского парка, благодаря чему инфраструктура горнолыжного курорта становится ближе. Но пока это только планы.
Как доехать к достопримечательности
К нижней станции проще всего ехать из Ялты, с автовокзала нужно выехать на автобусе №27, остановка – «Морской прибой». Можно добраться и водным путем, на катере до причала п. Мисхор. Любителям автопутешествий нужно двигаться по Бахчисарайскому шоссе до с. Виноградное. Там дорога поворачивает от Южнобережного шоссе направо, по левую руку будет стоять санаторий «Узбекистан». Там расположен дворец эмира Бухарского, который зачислен в памятники архитектуры, вокруг него разбит прекрасный парк.
Если вы предпочитаете пешие прогулки, для сокращения пути лучше всего доехать до озера Караголь (из той же Ялты к нему идет автобус №30). Ну а потом предстоит еще 12 километров пешего пути сквозь красивый сосновый лес. Здесь, на плато Ай-Петри, вас ждет множество интересных открытий, которые оценит всякий турист, каким бы путем он сюда не добрался. Ждем вас!