Тарханкутский маяк

Эту башню на Тарханкуте знают все, ее очень хорошо видно со всех концов этого полуострова. Еще бы, ведь высота маяка – почти 43 метра, и он так и сияет белизной. Построили его еще в 1816-м году, как и еще одну крымскую башню (брат-близнец находится на Херсонесе). Если вы хотите побывать на этой  достопримечательности и заодно осмотреть чудесные окрестности, отправляйтесь на машине или на автобусе в п. Черноморское. Маяк находится всего в 2-х километрах от него.

Как появился Тарханкутский маяк
Если перевести название Тарханкута с языка древности, оно будет звучать как Ески-Форос, а в переводе – Старый Маяк. Сейчас он смотрится презентабельно и считается первоклассным маяком, на котором есть все необходимое (звук, свет и т.д.) для нормальной работы. Сегодня тут находится музей и работает экспозиция старых якорей. За вход предстоит заплатить около 30-ти гривен, за это вам расскажут историю «старичка» и разрешат осмотреть побережье удивительной красоты с его высоты.

Когда начиналось строительство этой знаменитой башни, то есть в 1816-м году, места тут были дикие. Царствовало бездорожье, а в подземной воде было столько соли, что питьевую возили из расположенного недалеко селения Караджи. Камень для строительства, тот самый инкерманский известняк, доставляли по морю из Севастополя. Поскольку причалов в то время не предполагалось, суда останавливались в караждинской бухте, откуда камень грузили на шлюпки. 

Первый аппарат для подачи света
Башню воздвигли к концу года, никаких приспособлений на ней не было, отделкой тоже не занимались. Она выглядела как конус высотой 36 метров, на верхушке которого стоял фонарь, сделанный из дерева. Он выглядел как правильный десятиугольник, а высота его составляла 3,3 метра. Работать в качестве маяка башня стала в 1817-м году, когда световой аппарат отрегулировали.

Около него построили несколько зданий, которые использовались как складские помещения, тут же жил обслуживающий персонал. На Тарханкутском полуострове часто дуют промозглые ветры, зимы тут выматывающие, а дома не были к этому подготовлены. В холоде и сырости люди жили тут до 1873-го года. Затем началось благоустройство территории, башню достроили и покрасили. Сначала поставили зеркальный аппарат для подачи света, он состоял из 16 ламп с параболическими отражателями. Защищал систему конический колпак из стекла, приоткрытый для создания тяги.

Служитель должен был своевременно менять топливо (это был рыбий жир), поддерживать свечение на должном уровне, чистить лампы и светоотражатели. Используемое сырье хорошо горело, копоти было немного, но зимой, увы, оно замерзало. Поэтому жир разогревали и регулярно измеряли, насколько ярко горит пламя, а также его длину и равномерность.

Новая осветительная система
К 50-м годам 19-го века в северо-западной причерноморской области разрастаются такие порты как Херсон и Николаев. Соответственно, оживляется и навигация около полуострова Тарханкут. На башне в 1862-м году ставят диоптрическую систему первого разряда, самую мощную в Крыму. Этот аппарат мог освещать территорию между мысами Урет и Кара-Мрун. Режим света был проблесковым, освещение давали пять петролиумых светильников, соединенных в одну лампу.

Новейшая осветительная система стояла на кольцевом поплавке, который был погружен в специальную круглую ванну. Но заполняла ее не вода, а ртуть. У аппарата был вращательный механизм, который запускал металлический груз. Он находился в бетонном стволе и с 25-ти метров постепенно опускался на тросе. Систему транспортировали из Парижа, все указания к правильной перевозке и по дальнейшей установке разработал М. П. Манганари, главнокомандующий флота Черного моря.

Когда меняли аппарат, привели в порядок и его комнату, обустроив ее изнутри красным деревом. Она и сейчас выглядит так же, как в 62-м году. Сегодня работает и телефон, который соединял рубку и башню маяка, сохранилась и ванна, но функции свои она больше не выполняет, являясь историческим дополнением. 

Дополнительное оборудование и современный маячный аппарат
В 1876-м году около маяка построили здание, в котором поставили телеграф. В 1883-м тут установили сирену, которая подавала сигналы в тумане, запускал которую сжатый воздух. Чтобы включить ее, нужно было время, поэтому в 1899-м около башни повесили сигнальный колокол. Висел на высоте почти в 5 метров, держали его деревянные столбы и перекладина на них. Звонили в него, когда наступала ненастная погода, звонить нужно было, пока сирена не запустится.

В 1910-м рыбий жир меняют на керосиновое топливо. Но работы смотрителям только добавилось. Теперь нужно было еще тщательнее следить за работой системы, менять детали, которые выходили из строя, чистить составные компоненты. После того как поставили телеграф и запустили метеорологическую станцию, со всеми проплывающими кораблями поддерживали связь.

В 1934-м на башне установили радиомаяк, который «пробивал» расстояние в триста километров. В 49-м на нем установили аккумуляторы, для их зарядки стали использовать двигатель, который заряжался с помощью ветроустановки. И только в 1959-м сюда провели электричество, и управляться маяк начал автоматически. Маячное оборудование ЭМН-500 и сегодня функционирует почти без проблем. Установлено в нем 2 киловаттовых лампы – одна рабочая и одна запасная. Находятся они внутри хрустальной линзы, которая была разбита и заменена на простую стеклянную. Основную систему свечения дублировала еще одна, и если первая выходила из строя, тут же включалась другая.

У всех маяков есть личный позывной. Герой нашего рассказа тоже обладает своим именем, его сигнал звучит как «ТР». Он прожил уже 200 лет, помнит революции, землетрясения и войны, и все равно продолжает светить. К сожалению, этот памятник истории требует ремонта и сейчас находится в полуаварийном состоянии. Башня наклонилась на север, сейчас собирают документы, чтобы добиться ее полного ремонта. Проект, по которому ее строили, находится где-то в питерских архивах. Будем надеяться, что после реконструкции маяк станет еще крепче и простоит еще дольше, чем эти 200 лет.

Кто здесь был?
Пока никто не отметился