Перекопский вал

О времени сооружения Перекопского вала в Северном Крыму по сей день имеются различные версии: одна гипотеза полагает, что вал со рвом был построен киммерийцами, другая  – чуть позднее скифами. В любом случае, впервые о северо-крымском рве сообщает древнегреческий историк Геродот, также данное укрепление было описано в работах римского писателя Плиния Старшего и греческого ученого Клавдия Птолемея. Таким образом, Перекопский вал является самым старым оборонительным укреплением на всем крымском полуострове, использовавшимся по прямому назначению еще со времен прошлой эры.

Перекопский вал – немой свидетель античных времен
Издревле вал являлся основой всего укрепрайона Перекопа, пересекая крымский природный “мост” в наиболее узком его месте. Перекопский вал в длину имеет 11 километров с высотой порядка 10 метров и шириной у основания более 15 метров. На востоке сооружение граничит с заливом Сиваш, а с запада доходит до Каркинитского залива в Черном море.

В древние времена Перекопский ров имел название «тафрос», что по-гречески означает ров. В античные времена ров был наполнен водой, и прямо из Черного моря можно было на мелких судах зайти в Сивашский залив. Стены и дно вала были тогда покрыты камнем. Так, Плиний Старший сообщал о наличии в этом месте целой корабельной пристани.

Перекоп во времена владычества Крымского ханства
В период раннего средневековья Перекопский ров был заброшен и постепенно разрушался, пока его важность как мощного сооружения на входе в Крым не оценило Крымское ханство. В 1480-х годах ханом Менгли Гиреем начались строительные работы, практически без перерывов продолжавшиеся вплоть до 1736 года, когда русская армия окончательным штурмом захватила Перекопский вал вместе с возникшей цитаделью Ор-Капу. Так, в период правления ханами Менгли и Девлет Гирей по краю рва были построены 6 каменных оборонительных бастионов с защитными башнями между ними, и, более того, сооружена твердыня Ор-Капу, через которую проходили многочисленные караваны раболовов и торговцев, как например, Чумацкий шлях.

Перед первым захватом Перекопского вала русской армией весной 1736 года, в результате которого укрепление было впервые уничтожено, от имени командующего Миниха было обещано офицерское звание тому воину, который первым сумеет достигнуть вражеской стороны вала. И этим солдатом удачи оказался молодой Долгоруков, получивший тогда чин поручика. Через 35 лет под командованием уже генерала-аншефа Василия Михайловича Долгорукова русская армия разобьет войско из 7 000 солдат хана Селима III Гирея и окончательно овладеет Перекопской линией. Между этим промежутком крепость Перекоп была вновь восстановлена   ханом Крым-Гиреем к 1754 году, однако после 1771 года оборонительное укрепление полностью больше никогда не строилось заново.

В конце концов, после завершения череды русско-турецких конфликтов, Перекопский укрепрайон утратил свое стратегическое значение, и в 1835 году все оставшиеся укрепления были переданы городским властям уездного города Перекопа Таврической губернии, а остатки сооружений разбирались местными жителями для строительства.

Перекопский вал и Новейшее время
В период гражданской войны в России на Перекопе войсками белой армии в 1919 году был укреплен ров, который прикрывался также несколькими линиями окопов с колючей проволокой. К началу Перекопско-Чонгарской операции в ноябре 1920 года оборонная линия Перекопа включала поддержку 70 артиллерийских орудий, сотни пулеметных точек, а также артогнем боевых кораблей, располагавшихся в Каркинитском заливе. В ночь 8 ноября войска Южного фронта Красной Армии под командованием Фрунзе начали штурм Перекопского вала, в результате которого РККА потеряло  порядка 10 000 солдат и коммунистов, но оборонительный район Перекопа все же был прорван 9 ноября.  После изгнания войск генерала Врангеля укрепления Перекопского вала вновь были демонтированы.

В ходе Второй мировой войны Перекопский ров становился районом масштабных сражений дважды – в 1941 году при наступлении немецких войск и в 1944 году при освобождении Крыма. В этом месте по сей день находят прах павших воинов времен как Второй мировой, так и гражданской войны в России. Многие памятники участникам боев 1920-х и 1941-44-х годов установлены в Армянске и Красно-Перекопске на берегу Сивашского залива.

В начале 1960-х годов началось строительство Северо-Крымского канала, а уже в октябре 1963 года строителями была подорвана последняя земляная перемычка, и полноводный Днепр понес свои водные потоки, чтобы, наконец, преобразить засушливый степной крымский регион.

Как добраться до Перекопского вала?
Сегодня многочисленные сохранившиеся достопримечательности Перекопского вала можно свободно увидеть самостоятельно. Чтобы совершить экскурсию в Перекоп, следует добраться до города Армянска, от которого до села Перекоп идет четырехкилометровый путь, который можно свободно преодолеть пешком. До железнодорожного вокзала Армянска ходит множество поездов, а из Симферополя ведет практически прямая трасса. 

Кто здесь был?
Пока никто не отметился