Панорама обороны Севастополя

Что представляет собой музей-панорама? Это огромное круглое сооружение, внутри которого на стене располагается одно непрерывное батальное полотно. Зрители находятся в центре здания и между полотном и людьми расположен предметный план – настоящие укрепления, пушки, пушечные ядра, окопы, снаряжение и тому подобное. При этом натурный план устроен так искусно, что порой трудно разглядеть грань, где заканчивается декорация и начинается рисунок. К примеру, один персонаж может быть изображен на полотне, а ботинки его – настоящие. Также для усиления погружения в атмосферу запечатленного сражения используются эффекты освещения и звука. Поэтому в музее-панораме посетитель попадает в настолько реалистичную атмосферу, что  создается иллюзия нахождения в стоп-кадре реального сражения.

В чем же исключительность панорамы героической обороны Севастополя?
Севастопольская панорама на сегодняшний день является единственной в Украине и одной из самых крупных среди шестидесяти образцов панорамного искусства в  мире, причем огромная как по размерам полотна (периметр круга  115 метров и высота 14), так и по размерам сооружения, в которой находится картина. Так, величественное здание севастопольской панорамы диаметром 38 метров и высотой 36 монументально довлеет над центром города и прекрасно  просматривается уже при въезде в Севастополь как с суши, так и с моря.

На первом этаже достопримечательности – экспозиция, посвященная главным событиям периода обороны Севастополя, а также хронике создания самой панорамы. От экспозиции на площадку панорамы ведет винтовая лестница, где и расположена главная художественная ценность города – эпичное батальное полотно с детальным натурным планом, посвященное сражению на Малаховом кургане 6 июня 1855 года.

Картина посвящена прославлению подвига защитников Севастополя в период крупнейшей европейской военной кампании 1853–1856 гг – Крымской войны, которая велась между Российской империей и союза Франции, Турции, Великобританией и итальянского королевства Сардиния. Стороны конфликта сражались за сферы влияния на территории Европы, Кавказа, Ближнего Востока и Малой Азии, однако к 1854 году союзные силы атакующих сторон сосредоточили свои усилия на крымском плацдарме с целью уничтожения главной базы России на Черном море – Севастополя. Однако в течение 349 дней численно и качественно превосходящая армия союзников безуспешно топталась на самой южной окраине Российской империи, защитники которой ни дня не давали слабины врагу, а об их храбрости и стойкости говорил тогда весь мир.

Создание батального полотна севастопольской панорамы
В 1901 году было принято решение об увековечивании великого подвига участников на художественном панорамном полотне, и государственный заказ на исполнение этой почетной миссии получил знаменитый художник-баталист Франц Алексеевич Рубо.

Главным героем и действующим лицом битв за Севастополь Рубо считал русский народ, и  прославлению его подвига он и посвятил свою картину. По прибытию в город, он сразу же стал изучать архивные документы, осматривал места сражений и вел беседы с участниками и очевидцами тех событий, а позже на основании всего воспринятого в Петербурге написал эскиз картины. Само гигантское батальное полотно писалось в немецком Мюнхене в сотрудничестве с мастерами Шенхеном, Фрошем, Мерте и учащимися Баварской художественной академии. Там же велась работа над созданием предметного плана совокупной площадью почти 1 км2. В пятидесятилетнюю годовщину обороны Севастополя 14 мая 1905 года севастопольская панорама была торжественно открыта для посетителей.

Второе рождение
В ходе Великой отечественной войны 25 июня 1942 года во время сильнейших артиллерийских и воздушных ударов многие памятники, в том числе здание Панорамы, сильно пострадали и в результате была уничтожена значительная часть батального полотна со всеми декорациями. Севастопольцам удалось спасти лишь 86 фрагментов картины.

Сразу после освобождения Севастополя начались работы по воссозданию севастопольской панорамы. Так, силами военных моряков было отстроено здание панорамы, а спасенные куски картины стали образцом для написания копии коллективом советских художников под  руководством В.Н. Яковлева и П.П. Соколовым-Скаля. При воссоздании панорамного изображения, художники внесли в полотно и в декорации некоторые дополнения и несколько новых деталей. И 16 октября 1954 года новая панорама вновь открылась к столетию героической обороны Севастополя.

Как добраться до севастопольской панорамы?

Всевозможным общественным транспортом, где указано направление “Центр” можно добраться из любого конца города до остановки “площадь Ушакова”, где в качестве ориентира можно использовать здание Матросского клуба с высоким золотистым шпилем. Оттуда и начинается вход на Исторический бульвар, ведущий к зданию севастопольской панорамы. Таким же образом на собственном транспорте нужно добраться до центральной части города и площади Ушакова. Автомобиль можно оставить на стоянке у гостиницы “Украина”. 

Кто здесь был?
Пока никто не отметился