Караимские кенасы

Как отдельная религиозно-этническая группа караимы появились в раннем средневековье. Благодаря обособленной идеологии и территории,  даже крымские татары, называющие евреями всех сторонников Библии, выделяли народ по культуре и языку. Когда Тавриду присоединили к России караимы стали подданными Екатерины II. Еще в 1820г в пещерном городе караимов Чуфут-Кале жили почти 600 человек. Только в середине XIXв крепость опустела и через столетие заслуженно превратилась в часто посещаемый путешественниками уголок Крыма.
 
Крымчаки и караимы
С «седых» времен на территории Таврики жили евреи. Исповедовавший иудаизм народ назван иудеями. К этой религиозной крымской общине относились 2 народности – крымчаки и караимы, имеющие абсолютно иные этнические корни.

Предками крымчаков называют киммерийцев, тавров, евреев, хазаров. Они соблюдали иудейские обряды, но почитали язык и обычаи татар.

Караимов считают потомками хазар, смешавшимися с разными тюркскими народами. Поэтому их культура и верования стоят особняком. Священная книга караимов – это только Ветхий Завет, в то время как евреи почитали еще и Талмуд. Караимы говорили на крымско-татарском языке, в их одежде и обычаях было тоже много татарского.

Живя замкнутыми общинами и не вступая в брак с представителями прочих народов, несколько веков караимы обитали на Чуфут-Кате и Мангупе. Их делом было ремесло, в большей части кожевенное.

На Чуфут-Кале по сей день сохранились 2 молитвенных дома караимов – памятники истории, величаемые кенасами. Иногда караимов называют евреями-сектантами, а кенасы вплоть до 1911г считали синагогами.

Культовые сооружения караимов в XIV веке
Пещерный город Чуфут-кале занимал около 10 га. Вблизи главных ворот были жилые кварталы. Меньшая огражденная территория в военное время использовалась как убежище, в мирное – как рыночная площадь. У южной границы этой площади проходила еврейская улица. Она отличалась от других караимскими молитвенными домами оригинальной архитектуры – кенасами. Их было две, разных по размеру и значению.

Высокая ограда окружала небольшой дворик. Здесь виднелись здания с 2-хскатными крышами прямоугольной формы. Большую соборную кенасу с 10-тью колоннами возвели в XIVв. Аркады здания опирались на парапет, сложенный из массивных плит с розетками в качестве украшения. В большой кенасе все евреи округи собирались по праздникам на торжественные моления. В малую кенасу члены караимской общины ежедневно приходили на богослужение.

Несмотря на различную значимость, здания мало отличались. Их мощные потолочные балки освещались стеклянными или медными люстрами, шкафчики для свитков изготавливались из дуба, помещение украшалось коврами и резными решетками.

Население  Крыма в XV столетии
В конце 1478 года вассалом Турции в Крыму стал хан Менгли-Гирей. Крымское ханство простиралось от Московии на северо-востоке и от Польши (в т.ч. части нынешней Украины) на севере до южнобережья, где находилось отдельное турецкое бейлербейство с центром в Кафе. Можно судить, каким пестрым было население Крыма. Здесь проживали разные народы, исповедавшие различные религии.

Национально-религиозным общинам дали название миллеты. Их было 4: мусульманский, греческий (или православный), армянский и иудейский. Люди, принадлежавшие к разным общинам, обычно жили в отдельных кварталах или в своих селениях, где размещались их молельные дома и храмы. Рядом с крымскими татарами проживали  греки и армяне,  крымчаки и караимы.

Караимские кенасы
Вся общественная и духовная жизнь караимов сосредотачивалась в кенасах. Сегодня, осматривая достопримечательности на Чуфут-Кале, можно лишь представить, как проходили религиозные службы.

В молитвенные дома входили без обуви, снимая и оставляя её на террасе. Кенаса была условно поделена на 3 части. Первое помещение располагалось у входа и предназначалось для самых старых людей. Им было позволено сидеть на специальных скамейках или стульях, обтянутых кожей и войлоком.

Выше виднелся балкон. Сюда, из отдельного дворика поднимались по лестнице женщины. Скрывшись от посторонних взглядов, они участвовали в обрядах.

В среднем отделении располагались прихожане-мужчины. Пол был застелен коврами, потолок освещен люстрами, для утвари и молитвенников предназначались специальные боковые шкафчики.

Самое отдаленное от входа возвышение содержало алтарь. Здесь оборудовалось место священнослужителя. Чтобы его голос был хорошо слышен, в стены, с целью усиления звука, вставляли кувшины.

Туристический маршрут на Чуфут Кале
Одно из известных и сохранившихся древнекрымских пещерных поселений – это Чуфут-Кале. В VIв оно было византийской крепостью, стоящей на отвесной скале, возвышающейся над долинами. Люди приумножили естественную защиту природы возведением неприступных стен. Только узкая горная тропа связывала отшельников с миром.

С 1342г на главной площади г.Чуфут-Кале (в то время Кырк-Ор) стояла мечеть. Волею судьбы в середине XVIIв татарам пришлось покинуть крепость насовсем и на 200 лет оставить членов еврейской общины в одиночестве. Тогда же город переименовали в Чуфут-Кале – с тюркского «иудейская крепость».

Загадки исчезнувших народов раскрывают древние камни. Каждый народ оставил след на Чуфут-кале. Византийцы возвели базилику, генуэзцы оборудовали водопровод из гончарных керамических труб, караимы – кенасу, которую иногда называют синагогой, неверно отмечая принадлежность к евреям-сектантам.

Архитектурные памятники Чуфут-Кале – свидетели исторических этапов древнего города. Например, в нач. XVв возникла новая часть поселения. Тогда перед восточной укрепленной линией  и обосновались караимы. Ими была построена вторая оборонительная стена. Остатки сооружений можно увидеть собственными глазами. Для этого добраться до Бахчисарая и преодолеть 3,5 км к югу от еще одной достопримечательности Крымского ханства Бахчисарайского дворца.