Ильинский маяк

На восточном побережье Крыма также имеются свои достопримечательности, не уступающие по своей значимости южнобережным. Одной из них является Ильинский маяк в Феодосии. Его история очень интересна, по-своему трогательна и связана с событиями давно минувших лет.

Феодосийский залив представляет собой полукруглую бухту, очень удобную для стоянки кораблей. В западной части залива находится скалистый мыс Святого Ильи, который создает опасность для судов, плывущих в порт Феодосии с запада. Кроме того, частые сильные ветры, туманы и рифовые выступы во многом усугубляют ситуацию. Во все времена здесь случались кораблекрушения. В связи с этим возникла необходимость сооружения на мысе маяка.

Решение о строительстве маяка на мысе Святого Ильи было принято в 1894 году, но средства не были выделены. Финансировать постройку этого спасительного сооружения решила некая Евдокия Николаевна Рукавишникова, сделав, таким образом, подарок городу в честь чудесного излечения своего сына. Жители Феодосии поддержали инициативу и собрали часть денег самостоятельно. И уже в 1899 году маяк впервые заработал. В то время он представлял собой деревянную будку на козлах с осветительным аппаратом, который мигал переменно белым и зеленым светом, и сигнальным колоколом, замененным в 1910 году на сирену.

В 1912 году маяк реконструировали: поменяли дерево на металл, установили мощный световой аппарат, что увеличило дальность его видимости. В таком состоянии Ильинский маяк служил до 1941 года, когда во время операции освобождения от немецко-фашистских захватчиков огонь советского эсминца разрушил его до основания.

Восстановили сооружение только к 1955 году. Теперь маяк имел высоту 15 метров и венчался круглой башней. Таким он и сохранился до наших дней. Не многие памятники архитектуры Крымского полуострова могут похвастаться подобной историей.

Архитектура Ильинского маяка привлекает внимание строгостью и изяществом форм: светлые трехъярусные окна, цилиндрический фонарь, широкая лестница, ведущая в главное помещение. Здесь несет свою вахту дежурный смотритель. Из окон открывается чудесная панорама от мыса Киик-Атлама с его остроконечной скалой-островом Иван-Баба в юго-западной части до мыса Чауда с восточной стороны.

Из комнаты смотрителя выходит вертикальная лестница, которая ведет в осветительное сооружение – сердце маяка. Посредине этого помещения находится граненый стеклянный цилиндр с установленным в 2006 году современным, оснащенным блоком бесперебойного питания на случай отключения электроэнергии оптическим модулем из ярких светодиодных прожекторов. Сейчас режим работы маяка переключается с помощью компьютера. Это облегчило управление маяком: теперь нет необходимости проводить метеорологические наблюдения каждый час, ведь все делается автоматически, а данные выводятся на монитор. На сегодня такая оптическая аппаратура считается самой современной.

Чтобы добраться до Ильинского маяка, нужно проехать на машине (примерно 4,5 км) или на рейсовом автобусе №1 и №1-А от центра в сторону Корабельного переулка. Двигаться желательно по ул. Горького, а затем по ул. Ленина. Потом необходимо пересечь ул. Корабельную, где свернуть направо на Корабельный переулок, в конце которого будет находиться маяк.