Форосская церковь - история рождения и возрождения

Церковь, о которой пойдет речь, находится над крайним западным поселком Крыма, он носит гордое название Форос. Место ее расположения – скала Красная, и стоит храм Вознесения Христа над самым обрывом. За ним есть смотровая площадка, с которой открывается удивительный вид на красивые окрестности – сам поселок, его богатый парк, близлежащие бухты и, конечно, на Черное море. Эту церковь относят к лучшим достопримечательностям полуострова, ее хорошо заметно с трассы Ялта-Севастополь, причем не только днем, но и ночью. Вечером тут зажигают подсветку, и тогда кажется, что храм воспарил над темной цепью гор.

Построили этот удивительный храм на деньги А. Г. Кузнецова, знаменитого чайного промышленника и владельца фарфорового завода. Основой для строительства послужили чертежи академика Н. М. Чагина. Чтобы добраться до памятника истории и архитектуры, нужно пройти или проехать на личном авто шесть километров по горному серпантину (маршрутные такси сюда не ходят). Еще один вариант – снять машину в поселке, местные таксисты с удовольствием довезут вас за несколько минут и за несколько десятков гривен.

История появления храма
17-го декабря 1888-го года государь Александр Третий и вся его семья возвращались с юга на царском поезде. Никто не предполагал, что состоится крушение, и тем не менее, поезд не удержался на рельсах. Беды не произошло, все разрешилось благополучно. Ходили легенды, что это сам император вовремя перехватил крышу вагона, сумев выдержать вес при помощи истинно богатырских плеч. Тем самым он избавил от гибели свое семейство.

В ознаменование этого чудесного спасения в 1892-м году на скале Красная Кузнецов построил Форосский храм. Возвышается собор практически над отвесным обрывом, высота над морским уровнем составляет чуть больше четырехсот метров (402). Когда со дня спасения Александра Третьего прошло 10 лет, в этот храм приехал сам Николай Второй, император был с супругой Александрой Федоровной.

Особенности архитектуры Форосской церкви
Для церкви выбрали византийский стиль, храм этот – крестово-купольный. Эмблемой христиан крест стал в четвертом веке, и его форму придавали многим культовым постройкам. Храмы возводили над прямоугольным фундаментом, в прямоугольники и вписывали кресты, над серединой которых поднимали купол. Зодчие были вызваны из Византии, они установили внутри здания столбы, замкнув их в кольцо, на них, а не на стены, и ставили купольный барабан. Так пространство под куполом удалось расширить.

По периметру в нем установили окна, через которые храм освещало солнце. Увенчала памятник архитектуры купольная глава, которая придавала ему схожесть с пирамидами и добавляла высоты. Службы проводили под куполом, который символизировал свод неба. Вход открывался с запада, алтарь установили на востоке на небольшом возвышении, похожем на сцену. На основном входе удачно акцентируется внимание при помощи росписи – в храм будто приглашают войти.

Строили церковь из невысоких прямоугольников обожженного кирпича. При этом использовали известковый раствор, в который добавляли кирпичную крошку. Попеременно клали то желтый камень, то красный кирпич. Интерьер внутри сделали богатым, чтобы он сразу создавал нужную атмосферу. Этому способствовала мозаика на золотом фоне, облицовка из разноцветного мрамора, мотивы из декоративного камня, росписи-фрески. Хотя сам собор относится к византийскому стилю, его куполы имитируют куполы русских храмов, потому он стал похож на московские храмы 18-го века. 

Форосская церковь показывает нам интересный пример, насколько талантливо можно разместить небольшое, хоть и красивое сооружение. Храм стоит на фундаменте скалы, чтобы все могли его увидеть, он вознесен почти под облака. Вблизи он хорош, но того потрясающего впечатления, как от видов снизу (или сверху) уже не производит.

Храм, о котором забыли
Первым батюшкой, который встал во главе храма, стал Павел Ундольский. Даже в годы после революции, когда повсеместно закрывались церкви, он все равно вел службы и следил за тем, чтобы прихожане не забывали о православной жизни. Но когда пришел 1924-й год, батюшку репрессировали, и, как многих других, отправили в Сибирь. С прекрасной церкви сбили кресты, колокола срезали, закрасили росписи и украли православные ценности. Так и не были найдены иконы кисти Маковского, Сверчкова, Корзухина.

В годы Советской власти храм был полностью забыт, спустя время в нем соорудили кафе, где готовили блюда крымско-татарской кухни. Потом тут организовали склад. Когда началась война, здание церкви использовали в качестве пункта наблюдения советских бойцов, потом она стала надежным оборонительным сооружением. Когда пришло время оккупации, люди приходили сюда, в опустошенную церковь, чтобы помолиться о скором наступлении Победы. А когда война закончилась, тут снова открыли кафе-ресторан.

Постепенно храм разрушался, потом его закрыли. Случайно заходившие зеваки разнесли по кусочкам красивейшую золотую мозаику. Туристы разводили тут костры и от этого почти все росписи были погублены. В горбачевские времена подумывали церковь взорвать, чтобы она больше не привлекала к себе взглядов. 

История возрождения церкви
Через много лет, в 1981-м, ее обследовали на предмет общего состояния, в 87-м начали реставрационные работы, которые продолжались с попеременным успехом больше 10-ти лет. В 90-м перенаправили под ведение Православной Патриархии в Москве, тогда же ее вернули христианам. Огромную работу по восстановлению провел ее первый батюшка, отец Петр (Виталий Леонидович Посаднев). Церковь в Форосе стала образом возрождения, к ней ехали паломники со всех концов СССР.

В 2004-м президент Украины Кучма приказал поднять ее до планки лучших украинских соборов. Летом того же года обновили внешние фасады, привели в порядок мозаичный пол, поменяли витражи, провели отопление и энергообеспечение. Внутри также нанесли новые росписи, позолотили интерьер, а снаружи восстановили каменный забор. Сегодня это действующая достопримечательность, открытая для всех. Снаружи ее висит табличка, где сказано, что восстановили храм за счет пожертвований Леонида Кучмы.