Царский курган

Знакомство с античным городом Пантикапеем начинается на вершине горы Митридат. У древнейшего поселения VI-V веков до н.э., естественно, был некрополь. Уникальные вещественные памятники, найденные в гробницах, а также большое количество курганов выделяют Пантикапей из многих городов эллинского мира. Царский курган –  часть керченского историко-культурного заповедника.

Некрополь – царство мертвых
Если вы прибудете в г.Керчь на улицу Госпитальная, то можете смело утверждать, что стоите на месте западной стены древнего города. За ней начинался некрополь. В соответствии с периодами упадка и расцвета, некрополь либо уменьшался, либо расширялся, доходя до Золотого кургана.

По хребту Митридата проходила длинная аллея курганов. Их насыпали поверх каменных склепов. Курганы были на гряде Юз-Оба, на северо-восточных холмах и на побережье. Археологи установили, что почти все они датируются IV-III веками до н.эры. Там были погребены богатые боспорские греки и скифские аристократы.
К сожалению, большинство курганов было раскопано и разграблено еще в древности. Но даже то, что осталось, превратило историко-археологический музей Керчи в богатейшее собрание греко-боспорского искусства. Необычные подкурганные склепы Босфора считаются произведениями архитектуры. Это уникальные памятники мирового зодчества. Чтобы лучше понять особенности времени, керченский исторический заповедник предлагает ознакомиться с интересной экспозицией  «По следам боспорских царей».

Кто назвал курган Царским
Большинство курганов Северного Причерноморья подлежало раскопкам в XIXв. На Керченском полуострове их насчитывалось сверх 2000. Активная деятельность людей стерла достопримечательности с лица Земли. К счастью, не все. Царский курган и сегодня доступен для осмотра.

В 1833г Керченский музей возглавил 32-летний серб А.Ашик. Со стороны русского императорского двора шли предписания – разрывать курганы с целью поиска древних вещей. На расстоянии 4-ех верст от Керчи, на краю поселка Гаджи-Мушкай располагался огромный курган, указывающий (как думали археологи) своей величиной на обилие ценных находок. Попытки узнать «что внутри» продолжались несколько лет, и только в 1873г был обнаружен вход в курган. Сокровища гробницы не покрыли даже расходов на её открытие. Но сама усыпальница затмила все памятники подобного рода, известные в Причерноморье. Замечательная гробница, устами Ашика, получила имя Царской.

Из камеры кургана можно было увидеть акрополь Пантикапея. По уровню строительного мастерства понятно, что гробницу построили для боспорского царя, возможно для Левкона (389г - 349г до Р.Х.). Рисунки и кресты – свидетельства того, что здесь проводились первые христианские моления. Позже лаз, через который верующие проникали в камеру, засыпали и о его существовании забыли.

Царский курган по сей день хранит много неразгаданных тайн. Например, почему его вход ориентирован совсем не так, как у др. курганов? Зачем древние строители покрыли насыпь морскими водорослями? Что за скрытые пустоты обнаружены современными приборами?

Царский курган – образец погребального зодчества
Погребальным камерам многих курганов не было суждено дожить до века 21-го. Но есть Царский, относящийся к IVв до н.э. и хорошо сохранившийся. С целью его осмотра необходимо приехать в город Керчь, а точнее в поселок Аджимушкай, расположенный в 5 км от керченского центра.

Что хранит под собой насыпь высотой 18м (до раскопок) и длиной вкруг подошвы 250м? Квадратная погребальная камера  (около 4?4м) переходит в высокий круглый купол. Для этого, начиная с 5-го ряда кладки, заполнение углов слегка вогнуто и нарастает до колец круглого свода. Камни поднимаются уступами до 8,73м. Археологи восхищены тому, как в далекой древности решалась задача перехода от квадратного основания к кругу. Ведь через много столетий аналогичные вопросы будут решать и русские, и византийские зодчие.

К камере ведет дромос (или коридор) 36-ти метров. Через 20 метров от входа в коридоре наблюдается уступчатый свод высотой 7,14м. Его блоки отличаются гладко отесанными краями, которые подчеркивают ступенчатость перекрытия.

Печальному философскому смыслу сооружения содействуют любопытные прием. Древний зодчий слегка расширил дромос в сторону входа в камеру. Налицо иллюзорно укороченная перспектива – проход в склеп кажется коротким. Погребальная камера размещена чуть левее дромоса (их оси смещены). Поэтому входящий сразу видит чуть повернутую, толстую, отделяющую от светлого мира, правую стену склепа. Если смотреть из камеры, то перспективный эффект сводится к обратному: выход из гробницы как бы удлиняется и сужается, словно указывает, что смерть необратима. Архитектурный образ, конструкция и безупречность выполнения делают Царский курган образцом погребального зодчества.

Кто здесь был?
Пока никто не отметился